Культурно — досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Хочется остановиться поподробнее на одной из форм культурно-досуговой деятельности в детском саду – праздничном утреннике.
Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни. Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.
В нашем детском саду накоплен большой опыт успешного проведения праздников-утренников.
Мы учитываем и детскую непосредственность малышей, их постоянную готовность к «чуду» и социально — педагогическую особенность дошкольников – потребность в не регламентированном общении. С учетом возрастных особенностей детей составлен праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся открыто, с приглашением родителей, детей разных групп, или отдельно для каждой группы.
Одним из важных составляющих успешного праздника, утренника является его сценарий.
Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.
В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.
Сценарий составляется музыкальным руководителем, затем рассматривается в педагогическом коллективе с целью ознакомления, обсуждения технических деталей, утверждения на роли .
Следует учесть, что написанный сценарий и воплощенный сценарий — это два разных сценария, так как можно хорошо воплотить самый слабый, и не раскрыть самый интересный.
Художественное слово выполняет на празднике одну из основных функций. Звучащее в стихах, инсценировках, пословицах, загадках, поговорках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.
Музыкальное наполнение праздника. Известно, что музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Красивая музыка вызывает наслаждение, желание слушать ее, исполнять, участвовать в песне, танце, выступлении оркестра и т.д. При подборе музыкального материала используются музыкальные произведения, изучаемые детьми на музыкальных занятиях, рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» под. ред. М.Васильевой (муз. раздел М.Зацепиной), а также мировые музыкальные шедевры, современные песни и танцы для детей, не противоречащие возрастным особенностям дошкольников. Это помогает создать общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой происходит чередование различных видов деятельности.