Конспект занятия из раздела «Социализация» в подготовительной логопедической группе
на тему: «Ждем в гости Еженьку.»
Программное содержание:
- Развивать у детей ценные качества общественного поведения.
- Закрепить умение использовать в своей речи «обращение» к кому-либо.
- Формировать способность задавать вопрос и отвечать на поставленный вопрос полным предложением.
- Обогатить знания детей о культуре общения в гостях, за столом.
- Формировать способность принять общую цель, умение обосновать свое мнение.
- Воспитывать у детей доброжелательное уважительное отношение к окружающим, желание помогать, радовать.
Материал и оборудование:
- конверт с письмом;
- мяч;
- два альбомных листа с изображением празднично накрытого стола;
- два набора с контурами животных (волк, заяц, лиса, коза, медведь, мышь, тигр, слон, лиса);
- карточки с предметными картинками, на них изображены сладости;
- именные карточки;
- альбомные листы на каждого ребёнка;
- цветные карандаши.
Предварительная работа:
Чтение сказки « Еженька и ее друзья:»,
беседы с детьми об этикете, разучивание стихов «Гостеприимство» О. Григорьевой, И. Рахилло «Игра в гостей», изготовление именных карточек.
Ход занятия:
Воспитатель читает письмо:
«Я хочу прийти к Вам в гости, но как себя вести в гостях я не знаю. Помогите мне, пожалуйста».
— Странно от кого же это письмо! Ребята, как вы думаете от кого это письмо? (Ответы детей).
— Ваши версии очень интересны. Но все же это Еженька. Ей так понравилось, как вы слушали рассказы о ней и ее друзьях, что она захотела к нам прийти. А Вы знаете как себя вести в гостях? Я предлагаю вам вспомнить правила поведения с помощью волшебного мяча.
Воспитатель проводит игру с мячом
У меня есть, мячик, вот какой
Он волшебный не простой
Скажет мячик, как играть
Кому надо отвечать.
— У кого мяч тот и задает вопрос о правилах поведения в гостях и передает другому, тот отвечает и задает вопрос следующему.
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья.
— Ребята, вы любите ходить в гости? Давайте поиграем в гостей.
Выходит несколько ребят, и показывают импровизацию стихотворения
И. Рахилло «Игра в гостей», одни изображают хозяев, другие гостей.
— Здрасьте, здрасьте, мы вас ждём!
— Намочило нас дождём.
— Ожидали мы гостей!
— Мы промокли до костей.
— Где ваш зонтик?
— Потеряли!
— Где калоши?
— Кот унёс!
— Где перчатки?
— Скушал пёс!
— Это, гости, не беда, заезжайте в ворота,
Поднимайтесь на порог, к нам на яблочный пирог.
-Как вы думаете ребята, какие правила нарушили гости?
Ответы детей: (Опоздали гости, хозяева их заждались. Приходить нужно вовремя, а если опаздываете, то предупредить хозяев по телефону. Приходить в гости нужно аккуратным, в чистой одежде и обуви. А гости всё растеряли, промокли).
Воспитатель: — Кто всегда встречает гостей?
Ответы детей: (Хозяин, хозяйка).
— Правильно, хозяин помогает снять и повесить верхнюю одежду.
— Хозяева, герои этого стихотворения культурные люди? (да)
— Почему вы так решили?
Ответы детей: ( Они не стали упрекать и выговаривать свое мнение опоздавшим гостям, а пригласили их на пирог)
— Давайте вспомним правила приёма гостей:
Ответы детей: (Хозяева всегда рады гостям).
До прихода гостей нужно всё приготовить,
успеть переодеться, навести порядок.
На столе должна быть скатерть.
Хозяева должны развлекать гостей.
Рассказать что-то интересное,
предложить игру,
потанцевать,
спеть песни,
учитывать интересы гостей.
По окончанию встречи (приёма) гости благодарят и прощаются с хозяевами.
Хозяин помогает одеться гостям. Провожают их.)
Воспитатель: — Ребята, скажите, хозяева должны учитывать мнение гостей рассаживая их за столом? (Да).
— Давайте мы с вами попробуем рассадить животных.
Дети делятся на две команды. Каждой команде воспитатель даёт лист с изображением праздничного стола, контуры животных; волка, зайца, лисы, козы, медведя, мыши, тигра, слона, лисы. Дети должны расположить вокруг стола так, чтобы это не было опасно для их жизни. Объяснить свой выбор.
Воспитатель: — Вот также нужно обдумывать, как рассадить гостей, чтобы гостям было интересно общаться с соседом. Для того чтобы рассадить гостей по интересам можно изготовить именные карточки.
Воспитатель предлагает сесть за столы по именным карточкам.
Воспитатель: — Дети, у вас на столе разложены карточки с правилами поведения. Они у всех разные. Вам необходимо рассмотреть и рассказать другим ребятам, что правильно или не правильно в поведение детей.
(Самостоятельная работа детей).
— Хозяева должны развлекать гостей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Слово в ладошке». Хотите поиграть?
Игра « Слово в ладошке»
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
— Пусть каждый вспомнит «вкусное» слово, «положит его на ладошку и угостит соседа» К примеру, мармелад. Любите? Кладу его на ладошку и угощаю: «Кушай Катя, пожалуйста, мармелад». Она поблагодарит, наверное, да? «Съест» мармелад и угостит своего соседа, чем-нибудь другим.
Игра идёт по кругу. Угощения не повторяются. Как только «все съели» дети выходят из-за стола и возвращаются на стульчики.
Воспитатель: А сейчас мы отправимся в гости к другой девочке.
Выходит пятеро детей, и показывают импровизацию стихотворения «Гостеприимство» О. Григорьевой.
Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма.
Не ходите по ковру –
Вы протрёте там дыру.
И не трогайте кровать –
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать
У вас слишком острый коготь.
И не надо книги брать –
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути….
— Ах, не лучше ль нам уйти?
Воспитатель: — Скажите, вам понравилось поведение хозяйки? (Нет).
— Почему дети решили уйти?
— Хотите остаться в этом доме? Почему?
(ответы детей)
— Действительно хозяева должны быть щедрыми и тактичными.
— Как должны поступить хозяева или гость, если он нечаянно опрокинул вазу или что-то разбил?
Ответы детей: ( Не обращать внимания, сделать вид, что не заметили)
Воспитатель: — Ребята в конверте есть ещё карточка, и вы сможете прочитать, что на ней написано, если выделите первые звуки в словах.
Дети определяют первый звук в слове на картинке и ставят его в пустую клетку (получается слово «в о с п и т а н н ы й»).
Воспитатель: — Ребята, придумайте предложения с этим словом.
Ответы детей.
— Случайно ли оно оказалось в конверте? (ответы детей)
— О чем мы сегодня говорили? Что вспомнили? Что усвоили для себя?
Ответы детей.
Воспитатель: — Когда мы познакомились с Еженькой и ее друзьями, мы помним какая она была добрая, справедливая и воспитанная девочка, но все же она не постеснялась спросить нас о правилах приема гостей. Будем стараться быть похожими на нее, обязательно ответим на ее просьбу, и что-нибудь нарисуем.
Самостоятельная деятельность детей.
Рассмотреть рисунки детей. Сложить все рисунки в конверт.
Воспитатель благодарит детей за активное участие в беседе.