Конспект открытого мероприятия по образовательной области «Коммуникация»
с интеграцией образовательных областей «Познание» и «Музыка»
в группе компенсирующей направленности детей с ЗПР (старшего возраста)
на тему «Весна- талая вода»
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром
Задачи:
Коррекционно-Образовательные:
Развитие связной речи.
Развитие функции слогового анализа
Систематизация представлений о весне, о весенних явлениях природы.
Накопление представлений о свойствах предметов и явлений окружающего мира:
Развивающие: Развивать познавательный интерес, воображение, мелкую моторику рук, умение выполнять словесные инструкции, способствовать развитию органов дыхательной системы. Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
Воспитательные: Создать у детей радостное, весёлое настроение от игр с водой. Совершенствовать умение согласовывать свои игровые действия с действиями партнёров по игре.
Предварительная работа:
- изготовление игрушек — самоделок для игр с водой;
- беседы о весне;
- беседы о воде;
- рассматривание иллюстраций, фотографий о весне;
- рассматривание иллюстраций, фотографий о воде;
- наблюдение за природными явлениями, связанными с весной; водой;
- эксперименты и игры с водой;
- разучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок о весне; воде;
- подбор оборудования, музыкального сопровождения.
Оборудование.
аттракцион «Мыльные пузыри»: стол, 3 мисочки с водой, 3 мисочки с мыльным раствором, 6 палочки для выдувания пузырей, салфетки.
аттракцион «Вылавливаем предметы»: стол, таз с водой (10 л), мелкие предметы, 3 столовых ложек с отверстиями, 3 подноса, салфетки.
аттракцион «Плыви кораблик»: стол, ванна прямоугольной формы (30л), поднос с 3 корабликами, салфетки.
аттракцион «Фонтанчики»: клеёнка, 2 тазика с водой (5л),4 пластмассовых бутылки с отверстиями по бокам около дна, салфетки.
Непосредственно образовательная деятельность.
Вход детей: Дети в костюмах входят под русскую народную музыку «Ой вставала я ранешенько»
Музыкальная пауза
Ведущий: Добрый день всем добрым людям. Пусть хороший день будет! Ребята посмотрите, сколько гостей у нас. Давайте с ними поздороваемся!
Дети: Здравствуйте, добрые люди!
Ведущий: Ребята, а что вы видели, когда в детский сад шли?
Дети: Снег тает, лужи и т. д.
Дети читают стихи…
Лиза: Если снег повсюду тает;
День становится длинней;
Если все зазеленело;
И в полях звенит ручей;
Даня: Если солнце ярче светит;
Если птицам не до сна;
Если стал теплее ветер;
Значит, к нам пришла весна.
Входит Весна.
Ведущий: (под музыку)Весна к нам пожаловала. Да не та весна обманщица, у которой солнышко вперемешку с ветром студеным, дождиком колючим и морозцем трескучим, а пожаловала раскрасавица весна — красна!
Весна: Эй, молодцы добрые да девицы красавицы! – Я весна – красна, вам тепла принесла. Будет вам по избам сидеть, выходите на улицу веселиться, играть, да песни петь.
Музыкальная пауза: хоровод (Веснянка). Дети садятся на кубики (имитация проталинок), слайд.(«Мой фильм»).
Весна: С приходом весны все оживает вокруг:
Весна: После, какого времени года наступает весна?
Дети: Весна наступает после зимы.
Весна: Что делает солнышко?
Дети: Солнце светит ярче, греет больше.
Весна: Что происходит со снегом?
Дети: Снег тает.
Весна: Для чего нужна вода деревьям?
Дети: Деревьям нужно пить воду, чтобы расти и зеленеть.
Весна: Чему радуются дети?
Дети: Дети радуются, что можно пускать кораблики, шлепать по лужам. Весело звенят ручьи и звонко заливаются птицы.
Весна: Кто возвращается из теплых краев.
Дети: Птицы.
Весна: А вы знаете, какие птицы прилетают первыми?
Загадки:
Катя:
Всех прилетных птиц черней,
Чистит землю от червей.
Вдоль по камням мчится вскачь,
А зовется птица? (Грач)
Ваня:
На месте дворец,
Во дворце певец,
Издалека прилетел,
Песню нам свою запел. (Скворец)
Весна: А теперь послушаем, как поют птицы,звенит капель(фонограмма«Пение птиц»).
Весна: Весной все поет, пробуждается. И мы с вами споем нашу любимую распевку.
На звук «А»- рот широко открываем (открытая ладонь),на звук «У»-рот трубочкой(рука в кулачке),на звук «О» рот круглый(рука кружочком),на звук «И»-ротик улыбается(пальцы в разные стороны смотрят), на звук «Э» (пальцы полукругом)(Музыкальная распевка).
Ведущий: Весна-веснушка давай с нами поиграем.
Игра: Ваня, Ваня простота
Пил он воду с ручейка.
С ручейка напился
И совсем облился. (Ведущая уходит)
Весна: А разве можно пить воду с ручейка? Там водица мутная, грязная. Вот сегодня посмотрите, что я нашла в ручейке(показывает бутылку)Такиеобычно бросают с кораблей.Она не пустая, там что-то есть. Это шифровка. Что бы узнать,чья это бутылка нужно выполнить задание: вписать буквы в точно такие же фигурки в нижних рядах.
И Т А Р П
Весна: Прочитайте слово,которое получилось.
Дети: «Пират».
Весна: Правильно, 1задание.Сколько слогов в слове «Пират?»
Дети: Два слога.
Весна: А из каких звуков состоит это слово?
Дети: Делают звуковую схему слова «Пират».
Весна: Здесь еще что-то есть. Давайте посмотрим.Это портрет хозяина бутылки. Давайте ее соберем и посмотрим,что получится. Ой, ребята кто это?
Дети: Пират.
Молодцы! Значит, мы правильно отгадали шифровку.
Вбегает пират.
Пират: Ребята, вы мою пиратскую бутылку не видели? Так сокровища люблю! Весной много сокровищ! Пение птиц слышали? Это сокровище весны. А весеннюю капель слышали? Это тоже сокровище весны. Хотите отправиться вместе со мной за сокровищами весны? Отправляемся!
Весна: Ребята, сокровища могут быть в любом месте.
В реке вода какая?
Дети: Речная.
Весна: Значит, сокровища, будут какими?
Дети: Речными.
Весна: А в море?
Дети: Морская вода, а сокровища морские.
Весна: А в болоте?
Дети: Болотная вода, а сокровища болотные.
Весна: А в роднике?
Дети: Родниковая вода, а сокровища будут родниковые
Пират: Молодцы! Отправляемся в плавание.
Физминутка: «Море волнуется»
Стол №1 Пират Мы приплыли на остров «Угадайка»
Опыты с водой.
Показ глобуса. Если глобус быстро раскрутить, то можно увидеть, что он превращается в голубой шар. Вы знаете почему?
Дети: Потому,что вода окрашена в голубой цвет.
Опыт1: (на краю стола лежат кубики,в центре вода в стакане и чашки)
Пират: Что лежит на столе?
Дети: Кубики, стакан с водой.
Какой формы кубики?
Дети: Квадратной.
Пират: Что с ними можно сделать? Постучите.Изменил кубик форму?
Дети: Нет.
Пират: Что у вас в стакане?
Дети: Вода. Переливают воду из стакана в чашку.
Вывод: вода жидкость, принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт2: (стакан молока, лист белой бумаги, стакан с водой)
Пират: Как вы думаете, какого цвета вода?
Дети: Вода прозрачная.
Пират: Какой цвет у молока? У бумаги?
Дети: Белый.
Вывод: Вода бесцветная.
Опыт 3: (стакан прозрачный с водой, гуашь, кисти)
Пират: Поднимите стакан с водой и посмотрите друг на друга, вы увидели своего друга?
Дети: Да.
Наберите на кисть краски и опустите в воду. Какого цвета стала вода?
Вывод: Вода бесцветная. Но она бывает мутной, грязной, т.е.имеет цвет.
Опыт 4: Имеет ли вода запах?
Пират: Понюхайте.
Вывод: Вода без запаха.
Опыт5: (стаканы прозрачные с водой, плошки с сахаром, солью, лимонка)
Пират: Как вы думаете, какая вода на вкус?
Дети: Соленая, сладкая, кислая.
Вывод: Вода безвкусная.
Пират: Все правильно ответили,заработали только половину карты с двумя буквами,а сокровищ нет, отправляемся в дальнее плавание.
Плывём друг за другом на остров «Играйка».
Опыты Весны:
Игра «Мыльные пузыри». Пират опускает в мисочки с водой палочки для выдувания пузырей и пытается выдуть пузыри. Не получается. Затем логопед предлагает опустить палочки в мисочку с мыльным раствором и выдуть пузыри, получилось. Дети делают вывод: из воды пузыри не получаются. Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора, они выдуваются большие и маленькие.
Игра «Вылавливаем предметы из воды». Дети бросают в воду мелкие предметы. По команде Пирата они вылавливают предметы ложками с отверстиями. Выигрывает тот, кто больше выловит предметов. Вывод: одни предметы тонут в воде, другие нет.
Игра«Волшебные фонтаны». Дети опускают в воду бутылочки с отверстиями и заполняют их водой. Поднимая бутылочки из воды вода в виде фонтанчиков выливается наружу.
Игра«Кораблики». Дети пускают кораблики в тазу с водой.
Весна: Заработали вторую часть карты и еще 2 буквы. Давайте сложим.Что получилось?
Дети находят сокровища.
Пират: До свидания детвора, отправляться мне пора!
Весна: Ребята, скажите, вам понравилось наше путешествие?
Дети: Очень понравилось!
Весна: Интересно, какое сейчас у вас настроение?
Дети: Весёлое, радостное, бодрое, хорошее, прекрасное, отличное.
Весна: Вот мы и дома.