Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме:
«Чистота – залог здоровья»
Цель:
- Помочь детям в занимательной форме, играх усвоить понятие “здоровый образ жизни”, “охрана здоровья”, убедить в необходимости соблюдения личной гигиены.
- Привитие навыков здорового образа жизни, учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем.
- Воспитывать умение слушать друг- друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других.
- Воспитывать у детей чувство опрятности и аккуратности, закреплять культурно-гигиенические навыки.
- Развивать память, внимание, речь.
Словарная работа:
Гигиена, чистота, здоровье, микробы.
Предшествующая работа:
- Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», Н. Мигуновой «Почему надо чистить зубы», отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» и др.
- Просмотр мультфильмов «Мойдодыр», “Доктор Заяц или легенда о Зубной Фее”, Кругосветное путешествие за ослепительными улыбками! Как научить ребенка чистить зубы”
- Рассматривание книг в картинках: «Я и мое тело», «Уроки Мойдодыра».
- Чтение и разучивание потешек о водичке, волосах. Чтение пословиц, поговорок, стихов о чистоте, здоровье, предметах гигиены. Отгадывание загадок о предметах личной гигиены.
- Проведение дидактической игры «Предметы личной гигиены».
- Сюжетно-ролевые игры: “Больница”, “Санаторий”
- Беседы о личной гигиене, микробах, о пище и воде.
- Создание альбомов:
- “Стихи и загадки о чистоте, здоровье, гигиены”
Оборудование: шпажки, фрукты, иллюстрации по теме, дидактическая игра «Предметы личной гигиены», мячи, шапочки героев Зубная Щетка, Зубная Паста, Кариес.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, послушайте, что случилось со мной сегодня утром. Иду я в детский сад, а навстречу мне бежит «За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь!- натыкаются,
И стаканы — дзынь!- разбиваются.
Мне кажется, что такую историю мы уже где-то слышали. В какого это произведения история?(Ответы детей.)
Правильно, об этом мы читали в произведении «Федорино горе».
Федора: (вбегает) Ой, ой, ой, воротитесь вы домой!!!!!
Воспитатель: Здравствуй, Федора! Что случилось?
Ребята, а давайте расскажем нашей Федоре, что нужно делать чтобы больше с ней такого не происходило. Сегодня мы познакомимся с тем, как сделать чистым свое тело и как за ним правильно ухаживать. Вы помните как называется правильный уход за своим телом? (дети отвечают). Молодцы, помните: правильный уход за телом называется гигиеной.
Федора: — Я очень хочу научиться ухаживать за своим телом. Мне больше не хочется ходить грязной.
Воспитатель: Тогда давайте начнем с того, как правильно ухаживать за своими зубами.
Федора: Ой, если сказать правду, у меня очень болят зубы.
Воспитатель: А ты их чистишь по утрам и вечерам?
Федора: – Ну вот еще, зачем их чистить?
Воспитатель: Тогда послушай какое стихотворение знают наши дети.
Ребенок.
Мистер кариес.
Кто не чистит утром зубы?
Мне такие детки любы!
Вам, признайтесь, просто лень
Зубы чистить каждый день.
Ешьте больше шоколада –
Только это мне и надо!
Там, где пища застревает,
Часто кариес бывает.
Пробираюсь по ночам,
Прямо в ротик, детки к вам,
И всю ночь вам спать мешаю,
Зубы порчу, разрушаю,
Будут зубы все болеть,
И шататься, и чернеть!
Еле дождавшись окончания стихотворения, Федора, громко произносит:
Федора: Эй, мистер Кариес, ты где? Я сейчас буду с тобой бороться!
Воспитатель: Бороться с ним можно только одним способом: чистить зубы каждый день.
Федора: А как и чем нужно чистить зубы?
Воспитатель: А вот посмотри к нам пришли гости.
Зубная Щётка: Меня упругой сделали,
Чтоб зубы были белые,
Чтоб стали как картинки –
От ровненькой щетинки.
Федора: Ой, а кто это?
Воспитатель: Ребята а вы знаете кто это? (ответы детей)
Зубная Щётка: Это я, зубная щетка,
Белоснежная молодка.
Воспитатель: Вместе с зубной щеткой к нам пришла зубная паста.
Зубная паста: Вкус мой нежный и приятный,
Свежий, очень ароматный..
Федора: Я хочу попробовать почистить зубы! Только я не знаю, как пользоваться щеткой.
Воспитатель: А в этом тебе сейчас помогут наши дети! Они покажут и расскажут как это нужно делать.
Ребенок, показывает на плакате и рассказывает, как нужно чистить зубы. (Нужно намочить щетинки водой, выдавить на них из тюбика пасту, аккуратно вставить щетку в рот, щетинками с пастой к зубам, и начать медленно чистить зубы, двигая щетку вверх и вниз, влево и вправо.
Воспитатель: А сейчас мы будем учиться правильно мыть руки.
Моем рученьки.
Руки чтоб помыть, сперва
Засучим мы рукава.
Мы на «раз» имеем план –
Открываем плавно кран.
Мыло мы возьмем на «два»
Намочив его едва.
Мыло мы назад положим,
Пеной мылим кожу.
Долго, долго мылим руки –
Все, как сказано в науке.
Наконец, на счете «три»
Появились пузыри.
«На четыре» мыло смоем,
Аккуратно кран закроем.
А «на пять» Станем руки вытирать.
Воспитатель: Вот мы и вспомнили наше первое правило защиты от микробов. Ты запомнил.
Федора: Да! Мытье рук с мылом.
Воспитатель: – Правильно!
От простой воды и мыла
У микробов тает сила.
— а скажи мне, как ты думаешь, можно ли давать другим свою зубную щетку или расческу?
Федора: Конечно можно! Я свою щетку и расческу могу дать кому угодно!
Воспитатель: Ты конечно молодец, что бываешь таким щедрой, но именно эти вещи нельзя давать другим. Ребята, а скажите почему нельзя так поступать? (Ответы детей). Давайте мы с вами теперь скажем второе правило защиты от микробов (Ответы детей). Правильно, личные вещи нельзя давать другим, чтобы не передать им свои вредные микробы.
Мы сейчас проверим как вы это запомнили, и сыграем в игру «Можно – нельзя». Соберем вещи которыми вы пользуетесь, и положим на стол. Поднимая по очереди, говорим, можно ли ими пользоваться всем по очереди, или нет. Если да – положим ее в коробочку «Можно», если нет – в коробочку «Нельзя». Например, зубная щетка попадает в коробочку «Нельзя». Ключ от квартиры нужно положить туда же, но не потому что там микробы, его просто не надо отдавать. Карандаш — в коробочку «Можно», но при условии: вы не будете его грызть, чтоб не оставить своих микробов.
Федора: А я вот не понял, как микробы могут передаваться от одного человека к другому? У них что крылышки есть? Они что летают? ( Чихает)
Воспитатель: Нет, у них крылышек нет. А передаются они когда кто-то чихает, не прикрывая рот и нос, они разлетаются в разные способы и заражают всех окружающих. Они разлетаются на расстояние до 10 метром. Давайте с вами поиграем.
Проводится игра «Апчхи»: дети делятся на две команды («Чихающие» и «Заражающиеся») которые расходятся на расстояние 5 метров друг от друга. Команда «Чихающие», произносят «Апчхи! », и кидают в противоположную команду теннисные шарики. Дети из команды «Заражающиеся» должны увернуться. Тот в кого попал шарик, выходят из игры и начинает «чихать».
Воспитатель: Ребята, мы с вами очень много узнали о том, как заражаются микробами. Теперь попробуйте назвать все способы проникновения микробов в наш организм.
Ответы детей:
- Чихаем и не прикрываем рот и нос рукой.
- Передаем друзьям наши личные вещи.
- Не моем руки перед едой.
- Не моем овощи и фрукты перед едой.
- Грызем ногти.
- Ковыряемся в носу и потом этот палец тянем в рот.
- Не закаляемся, простужаемся.
- Едим некачественные продукты и пьем плохую воду.
- Живем в грязной квартире, носим грязную одежду.
Федора (приглашает детей к себе домой) : Я приглашаю вас к себе в гости в
кафе « У Федоры». Теперь у меня дома чисто и красиво. Но только от меня сбежала посуда? Что делать?
Воспитатель: Ну, ничего мы тебе сейчас поможем накрыть стол. Поможем ребята?
Что в первую очередь надо? (постелить скатерть, салфетки поставить, помыть руки).
Мы сегодня с вами будем готовить фруктовый шашлычок.
Приготовление фруктового шашлычка.
В процессе приготовления воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, задает вопросы: какой из этих фруктов твой любимый? Сейчас ты нанизываешь какой фрукт? По окончании работы желает всем приятного аппетита. Дети угощают фруктовым шашлычком гостей из других групп, присутствующих на развлечении.
Федора: Спасибо вам ребята. Я тоже теперь всегда буду ходить чистой и аккуратной.
Я сегодня очень рада!
Что побывала я с вами,
Здоровыми друзьями.
Всем теперь я расскажу
О том как вы живете.
А теперь побегу домой, чтобы поскорее навести там порядок.
Воспитатель: Вы сегодня молодцы ребята, и сами вспомнили и другим рассказали как нужно защищаться от коварных микробов.
Приложение 1
Лег в карман и караулит Реву, плаксу и грязнулю, Им утрет потоки слез, Не забудет и про нос. (Носовой платок) |
Ускользает, как живое, Но не выпущу его, Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло) |
Костяная спинка, Жесткая щетинка, С мятной пастой дружит, Нам усердно служит. (Зубная щетка) |
Вафельное и полосатое, Ворсистое и мохнатое, Всегда под рукою — Что это такое? (Полотенце) |
Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам. И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Расческа) |
Там, где губка не осилит, Не домоет, не домылит, На себя я труд беру: Пятки, локти с мылом тру, И коленки оттираю, Ничего не забываю. (Мочалка) |
Белая река В пещеру затекла, Чистит добела. (Зубная паста) |